Ретардер СКАНИЯ - руководство для дальнобойщика

Эта статья о ретардере Scania, а точнее о том, как им управлять, какие функции у него есть и как с ним жить.

Основное, что нужно знать о ретардере Scania, написано в руководстве для водителя. Данное издание имеется в каждом автомобиле, объемом не более 300-500 страниц крупным шрифтом с иллюстрациями.

Ретардер является вспомогательным тормозным механизмом, который тормозит только ведущие колёса. Располагается он на коробке передач сзади и тормозит карданный вал уже на выходе, поэтому фактически включенная передача никоим образом не влияет на его тормозной момент. Использовать его необходимо при длительном торможении – он уменьшает износ тормозов и опасность снижения его эффективности.

Ретардер управляется правым подрулевым рычажком, который может быть как просто предназначен для него, так и, если роботизированная или автоматическая коробка передач представлена совмещенным рулевым рычагом. Имеет шесть положений от 0 до +5, каждое из которых – увеличение мощности торможения. Снизу переключателя имеется дополнительная кнопка перевода ретардера в автоматический режим. Также на некоторых автомобилях она может быть представлена в виде клавиши, но обычно устанавливается лишь в автобусах.

Ретардер является большой гидравлической мешалкой: между лопаток турбины и статора вспрыскивается масло, которое перемешивается, выделяя огромное количество теплоты, и, собственно, данное масло и тормозит автомобиль. Соответственно, чем выше скорость движения автомобиля, тем выше его эффективность. Максимальной эффективности ретардер достигает на скорости примерно 20 км/ч, на более же низких скоростях его эффективность быстро падает до нуля.

Включенный ретардер может выключиться при ускорении с использованием круиз-контроля или педали акселератора – это не относится к автомобилям без ABS и EBS, но данные автомобили так или иначе запрещены законодательно.

При нажатии педали сцепления вспомогательная тормозная система, т.е. ретардер, не выключается, так как для его работы необходимо, чтобы двигатель вращался с максимально возможной частотой вращения. Тогда вентилятор, находящийся на переднем торце коленчатого вала, будет всасывать максимальное количество воздуха через радиатор и отводить тепло. Именно поэтому выжимаем сцепление, чтобы быстро переключить передачу вниз и подкрутить двигатель по мере уменьшения скорости. Если долго держать педаль сцепления выжатой – двигатель на холостом ходу, охлаждая жидкость, будет перегреваться, а ретардер выключится.

При работе ретардера трансмиссия включена.

Наилучший тормозной эффект достигается при высоких оборотах двигателя. Если температура продолжает расти, соответственно либо начинает снижаться крутящий момент, либо ретардер полностью отключается. Поэтому частоту вращения лучше держать не ниже 1800 об/мин.

На экономичность эксплуатации подкручивания оборотов двигателя никоим образом не влияет: двигатель вращается за счет инерции движения автомобиля и тем самым является дополнительным элементом, позволяющим уменьшать скорость.

«При движении на спусках не используйте тормоза колёс для поддержания постоянной скорости автомобиля при движении на спуске» – данное замечание относится только к автомобилям, имеющим ретардер. Собственно, ретардер и задумывался именно для движения на спусках. Он помогает сохранить тормоза для тех случаев, когда они действительно будут нужны – например, при помехе на дороге.

При движении зимой по гололеду мы должны вывести из автоматического режима горный тормоз и ретардер – это уменьшит опасность того, что данные тормозные механизмы перетормозят ведущие оси. Если же такое случится, то машина уйдет в занос. Система ABS увидев блокировку оси, ретардер выключит, однако время включения и выключения у него очень долгое, соответственно с момента подачи команды до его отключения пройдет до 5 секунд. За данное время может многое произойти, в том числе то, что сцепку или же одиночный автомобиль развернет, сложит и т.д. 

Когда ABS работает, то есть предотвращает блокирование колес, ретардер автоматически выключается. После перевода используемого ретардера не перещелкиванием рычагом вниз, а включением автоматическим, начинает работать ретардер. Водитель ощущает увеличение эффективности торможения уже при первоначальном касании тормоза; с давлением дальше увеличивается и тормозной момент – чем глубже мы нажимаем, тем выше эффективность ретардера.

Далее немного коснемся ретардера и системы EBS. Включение и выключение им ретардером аналогично ABS, однако если машина с дисковыми тормозами или барабанными, то при активации ретардера из-за долгого включения система EBS временно включит тормоза колес, чтобы создать необходимый водителю тормозной момент. По мере нарастания мощности работы ретардера они будут отпускаться, и водитель почувствует лишь торможение автомобиля.

Ретардер, как мы говорили выше, выделяет большое количество тепла. Для быстрого прогрева двигателя его можно использовать следующим образом: начиная разгоняться, не отпускаем педаль газа и включаем ретардер в положение 1,2 – этого будет достаточно для активного нагревания жидкости. При этом с одной стороны резко возрастет расход топлива, так как с одной стороны двигатель начинает тянуть автомобиль, а ретардер пытается затормозить. Это все предусмотрено заводом и как только автомобиль дойдет до рабочей температуры, ретардер самостоятельно отключится.

Автоматический прогрев возможен даже без описанных выше действий. Если настроен параметр в машине, то блок климат-контроля может запросить работу ретардера при движении автомобиля для быстрого прогрева охлаждающей жидкости.

Если ретардер неисправен, загорается соответствующий желтый символ – на приборной панели его нет, но его возможно найти на жидкокристаллическом дисплее. Для того, чтобы проверить разовая ли неисправность или постоянная, необходимо выключить зажигание на 10 секунд и после снова включить. Если символ не потух – едем ремонтироваться.

Если же загорелся символ ABS, то есть она неисправна, то ретардер тоже не работает.

На большинстве машин, а точнее 99 %, вместе с ретардером на руле идет кнопка управления скоростью на спуске. Это достаточно логическая функция, вырастающая из наличия ретардера. В чем же её суть?

Система управления скоростью на спуске – это аналог обычного круиз-контроля. Только если круиз-контроль управляет тягой двигателя, то система управления скоростью на спуске управляет торможением. Т.е. если при задании рычагом какого-либо момента автомобиль может замедляться или разгоняться, нам его необходимо перещелкивать; здесь же мы можем задать конкретную скорость, которую автомобиль будет поддерживать. Активируется она либо клавишей с нажатием кнопки «+» или «-«, и выключается нажатием на клавишу «off». Клавиша «вес» позволяет запомнить характерную скорость, которая нужна для управления скоростью на спуске при рассогласовании скоростей. Соответственно, после подачи скорости машина будет её поддерживать. С помощью диагностической программы можно программировать два режима управления - либо только кнопкой, либо педалью тормоза.

Для того чтобы все это работало, кнопка AUT на ретардере должна находиться в положении 1. Если же коробка передач механическая, нужно поддерживать частоту вращения в районе 1800 об/мин для обеспечения максимального охлаждения и максимального отвода тепла систем охлаждения, иначе ретардер отключиться.

Частота вращения с Opticruise будет регулироваться автоматически.

Также поговорим о функции управления скоростью при спуске с компенсационной регулировкой. Для примера допустим, что мы едем на круиз-контроле со скоростью 80 км/ч, а движение на спуске настроили на 82. Когда автомобиль выйдет на спуск, он начнет разгоняться, круиз-контроль перестанет подавать топливо в двигатель, а разгон не остановится. Как только машина разгонится до 82 км/ч, это увидит система понижения скорости на спуске и начнет включать ретардер для поддержания этой скорости.

Собственно, кнопками «+» и «-« на дисплее мы можем менять скорость движения автомобиля на спуске. Отключение данной функции возможно при нажатии кнопки «off» или же нажатием той же кнопки на кнопке круиз-контроля.

Подходя к концу спуска, можно отключить удержание скорости на спуске, и машина слегка разгонится для того, чтобы легче войти в предстоящий подъем, тем самым сэкономив часть топлива.